Текст статьи 186 УПК РФ в новой редакции.
1. При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса .
2. При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения.
3. В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров указываются:
1) уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;
2) основания, по которым производится данное следственное действие;
3) фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи;
4) срок осуществления контроля и записи;
5) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.
4. Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган.
5. Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.
6. Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.
7. О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием специалиста (при необходимости), а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.
8. Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.
N 174-ФЗ, УПК РФ действующая редакция.
Комментарий к ст. 186 Уголовно-процессуального Кодекса РФ
Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.
1. Комментируемая статья включена в УПК в целях регулирования уголовно-процессуальных отношений, возникающих в связи с действием ст. 23 Конституции, согласно которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
2. Законодатель определил жесткие пределы применения контроля и записи переговоров установлением: а) преступлений (тяжкие и особо тяжкие), по уголовным делам о которых может быть допущено указанное ограничение прав и свобод граждан; б) круга лиц, в отношении которых подобные действия могут быть проведены (подозреваемые, обвиняемые и другие лица); в) категорического указания на наличие постановления судьи, разрешающего проведение указанных действий; г) предельного срока, в течение которого допускается их осуществление (до 6 месяцев).
3. Юридическим фактом, порождающим правовые отношения следователя и судьи в связи с постановкой вопроса об осуществлении контроля и записи телефонных и иных переговоров, является ходатайство следователя об этом перед судом.
См. приложение 89 к ст. 476; приложение 11 к ст. 477.
4. Установление контроля и записи переговоров допускается прежде всего в отношении обвиняемого и подозреваемого. Относительно "других лиц" также допускается осуществление указанных мер, но это возможно только при условии, если следователь обладает фактическими данными, указывающими на то, что "другие лица" могут располагать сведениями о преступлении либо иными сведениями, имеющими значение для уголовного дела. Инициатором проведения действий, ограничивающих права и свободы граждан в рассматриваемых случаях, является, как правило, следователь, хотя к вынесению постановления с ходатайством перед судьей о разрешении их проведения его могут побудить указания прокурора или начальника следственного отдела.
5. Согласно ч. 2 комментируемой статьи следователь вносит ходатайство суду о разрешении рассматриваемых вопросов в связи с заявлениями потерпевшего, свидетеля, их близких родственников, других указанных в законе лиц об осуществлении контроля и записи их переговоров. С таким заявлением они могут обратиться к следователю при условии, что существует реальная угроза применения в отношении их вымогательства, насилия и иных преступных действий (в целях изменения указанными лицами, например, своих показаний). Следует сделать две оговорки.
Первая касается возможности установления контроля (и, соответственно, записи) переговоров, кроме перечисленных участников уголовного процесса и их близких родственников, также и других лиц.
Вторая заключается в том, что в отношении лиц, указанных в ч. 2 комментируемой статьи, меры по контролю и записи переговоров могут быть осуществлены и без их заявлений по ходатайству следователя, обоснованность которого, естественно, должна быть подтверждена решением судьи. Указание на это обстоятельство в тексте закона является обоснованным, отвечает интересам охраны прав, свобод, жизни и здоровья граждан, которые, к сожалению, далеко не всегда склонны к обращениям за помощью в правоохранительные органы даже при наличии грозящей им опасности.
6. В случаях принятия по инициативе следователя мер по осуществлению контроля и записи переговоров потерпевших и других лиц, упомянутых в ч. 2 комментируемой статьи, следователь, как представляется, должен предупредить указанных лиц о проводимых мероприятиях и разъяснить им цели, которые при этом преследуются.
7. Действия, проведение которых допускается комментируемой статьей, законодатель относит к числу следственных действий, о чем свидетельствует ее место в УПК. Поэтому те требования, которые закон предъявляет к решениям о проведении и фиксации результатов следственных действий вообще, относятся и к рассматриваемым действиям. Но, кроме того, при их проведении необходимо соблюдать специальные требования, которые установил законодатель в ч. 1 комментируемой статьи.
8. Поскольку применение рассматриваемых мер возможно только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно, постольку постановление о возбуждении перед судом ходатайства о необходимости проведения указанных действий может вынести следователь, но не орган дознания или дознаватель.
9. Составив мотивированное ходатайство (требования, предъявляемые к нему, представлены в ч. 3 комментируемой статьи), следователь направляет его в суд (с согласия прокурора). При этом ходатайство о производстве данного действия направляется в районный или военный суд соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия (см. приложение 89 к ст. 476).
10. Установление предельного срока осуществления контроля и записи телефонных и иных переговоров означает, что фактически срок может потребоваться существенно меньший, чем 6 месяцев, но при всех условиях он не может его превышать. Во-первых, действие не может быть продолжено свыше 2 месяцев, если срок предварительного следствия не продлен в соответствии с правилами ст. 162 УПК. Во-вторых, если отпала дальнейшая необходимость в проведении указанных действий, следователь, не дожидаясь истечения установленного судьей срока, должен вынести постановление о прекращении контроля и записи переговоров, причем в любом случае - не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу (см. приложение 90 к ст. 476).
11. В течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров следователь вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания.
12. При осмотре и прослушивании фонограммы участвуют понятые (обязательные участники) и наряду с ними факультативные участники - специалист, а также лица, телефонные или иные переговоры которых записаны.
13. К протоколу о результатах осмотра и прослушивания фонограммы, наряду с общими правилами составления подобных документов (протоколов) следственных действий (см. коммент. к ст. 166), комментируемая статья предусматривает и специальные требования. Примечательно, что в протоколе должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Приобщается же к уголовному делу постановлением следователя фонограмма в полном объеме.
Судебная практика признает недопустимыми доказательствами данные протокола расшифровки и прослушивания фонограммы, если сами указанные действия проведены с нарушением процессуальных норм (БВС РФ. 2006. N 1. С. 25).
14. См. образец бланка протокола осмотра и прослушивания фонограммы (приложение 91 к ст. 476).
15. Рассматривая фонограмму как вещественное доказательство, законодатель распространил на нее общие правила обращения с вещественными доказательствами и порядка их приобщения к уголовному делу постановлением следователя. В то же время, учитывая своеобразие проводимого следственного действия, к хранению фонограммы предъявляются специальные требования. Она должна храниться в опечатанном виде, но при этом еще должны быть соблюдены условия, исключающие возможность прослушивания и тиражирования ее посторонними лицами. В то же время важно обеспечить не только ее сохранность, но и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.
Следующий комментарий к статье 186 УПК РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 186 УПК, вы можете получить консультацию юриста.
1. Поскольку прослушивание переговоров является существенным ограничением права граждан на тайну переговоров, Конституция РФ устанавливает, что это возможно на основании судебного решения (ст. 23 Конституции).
2. УПК конкретизирует это предписание, устанавливая два разных порядка принятия решения о контроле переговоров в зависимости от того, чьи переговоры контролируются.
Первый из них касается переговоров, которые ведутся подозреваемым, обвиняемым и другими лицами в процессе расследования дел о тяжких и особо тяжких преступлениях. Основанием для прослушивания являются достаточные данные полагать, что ведущие переговоры лица могут сообщать друг другу сведения о преступлении, иные сведения, имеющие значение для дела, которые могут послужить средством изобличения виновных лиц.
Второй порядок касается переговоров, ведущихся с потерпевшими, свидетелями, их близкими родственниками, близкими людьми по их телефонам или другим средствам связи. Основаниями для прослушивания являются полученные следователем данные о том, что подозреваемый, обвиняемый или близкие им лица в ходе переговоров высказывают в адрес потерпевших, свидетелей, близких им лиц угрозы совершения насилия, вымогательства или других преступных действий с тем, чтобы побудить их отказаться от изобличающих показаний либо передать вымогателям какие-либо ценности, совершить в их интересах какие-либо действия и т.п.
При получении письменного заявления потерпевшего, свидетеля, близких им лиц с сообщением об угрозах следователь с согласия этих лиц выносит постановление о контроле и записи их переговоров и направляет его для исполнения в соответствующее учреждение.
3. В остальных случаях (в том числе при отсутствии заявления потерпевшего, свидетеля, их близких, но при наличии оснований для прослушивания) следователь с согласия прокурора возбуждает ходатайство перед судом о разрешении контроля и записи переговоров. Ходатайство следователя облекается в форму мотивированного постановления.
4. Порядок рассмотрения судьей ходатайства следователя и виды принимаемых им решений регламентированы ст. 165 УПК (см. комментарий к этой статье).
5. Постановление судьи, разрешающее контроль и запись переговоров, направляется следователем в учреждение, которому поручается его исполнение (соответствующее подразделение органов ФСБ и МВД).
6. Результаты прослушивания, т.е. фонограмма, представляется следователю учреждением, производившим контроль и запись переговоров. Следователь вправе в любое время, в том числе и до истечения шестимесячного срока, истребовать фонограмму. Она представляется следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом. В письме указывается время начала и окончания записи переговоров, необходимые технические характеристики использованных средств (тип звукозаписывающей аппаратуры, ленты, скорость записи и т.п.). Эти данные необходимы для оценки доказательственного значения звукозаписи.
7. Если звукозапись телефонных переговоров производилась в качестве оперативно-розыскного мероприятия, предусмотренного ст. 6 Закона об ОРД, по поручению следователя или по инициативе оперативно-розыскного органа, фонограмма представляется следователю в порядке ст. 11 Закона об ОРД.
8. Непосредственное восприятие сведений, зафиксированных в фонограмме, осуществляется путем ее осмотра и прослушивания следователем. При этом участвуют понятые, при необходимости может быть привлечен специалист, а также лица, чьи переговоры записаны. Об осмотре и прослушивании составляется протокол, в котором излагается внешнее состояние фонограммы, факт прослушивания, присутствовавшие при этом лица, дословно воспроизводится часть фонограммы, имеющая отношение к делу.
9. Фонограмма на основании постановления следователя приобщается к протоколу ее осмотра и прослушивания и хранится в опечатанном виде при уголовном деле как вещественное доказательство. После вступления приговора в законную силу и в случае прекращения дела ее часть, не имеющая отношения к делу, уничтожается. Об уничтожении части фонограммы должна быть сделана отметка на протоколе ее осмотра и прослушивания.