Текст статьи 21 УПК РФ в новой редакции.
1. Уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель.
2. В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.
3. Руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса, уполномочены осуществлять уголовное преследование по уголовным делам независимо от волеизъявления потерпевшего .
4. Требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных настоящим Кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами .
5. Прокурор вправе после возбуждения уголовного дела заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве .
N 174-ФЗ, УПК РФ действующая редакция.
Комментарий к ст. 21 Уголовно-процессуального Кодекса РФ
Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.
1. Прежде чем проводить процессуальные меры по установлению события и лиц, виновных в совершении преступления, необходимо возбудить уголовное дело, если для этого имеются повод и основание (см. коммент. к ст. 140, 145 - 148) и отсутствуют обстоятельства, препятствующие возбуждению уголовного дела (ст. 24).
2. Возбуждение уголовного дела и проведение процессуальных действий по раскрытию и расследованию преступлений - это обязанности прокурора, следователя, дознавателя. Нормы, устанавливающие полномочия указанных должностных лиц, носят императивный характер. Субъектами обязанностей, установленных комментируемой статьей, являются исключительно представители исполнительной власти. Органы судебной власти (в отличие от ранее действующего УПК) здесь отсутствуют. Следовательно, поступившая к ним первичная информация о готовящемся или совершенном преступлении должна быть незамедлительно передана должностным лицам, указанным в комментируемой статье (см. коммент. к ст. 145).
3. В ч. 4 комментируемой статьи говорится о поручениях и запросах прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, которые обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами. Наделение такими полномочиями участников уголовного процесса, ответственных за ведение дела, преследует цель обеспечения исполнения публично-правовых обязанностей, налагаемых на них в связи с осуществлением уголовного преследования.
4. Констатация полномочий прокурора по осуществлению уголовного преследования независимо от волеизъявления потерпевшего корреспондирует с ч. 4 ст. 20 (см. коммент. к этой статье).
Следующий комментарий к статье 21 УПК РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 21 УПК, вы можете получить консультацию юриста.
1. Принципиальная новизна ч. 1 комментируемой статьи заключается в том, что теперь в законе четко указано: наряду с прокурором уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляется следователем и дознавателем.
2. В ч. 2 комментируемой статьи выражено публичное начало, свойственное российскому уголовному процессу. Оно заключается в том, что большинство уголовных дел возбуждается в силу обязанности органов, осуществляющих уголовное преследование, а не по усмотрению потерпевшей стороны и прекращению за примирением сторон, за исключением случаев, особо оговоренных в законе, не подлежат. Публичное начало российского уголовного процесса выражается также и в том, что следователь, а также дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить любое уголовное дело частного и частно-публичного обвинения (см. ч. 4 ст. 20 УПК и комментарий к ней), не считаясь с волеизъявлением потерпевшего.
3. Осуществление функции уголовного преследования во многих случаях невозможно без применения мер уголовно-процессуального принуждения. Законные требования органа, осуществляющего уголовное преследование (прокурора, следователя, дознавателя), предъявленные в пределах компетенции, предоставленной уголовно-процессуальным законом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Их неисполнение влечет применение мер принуждения. Например, не явившийся на допрос без уважительной причины свидетель может быть подвергнут приводу, а нарушивший требования меры пресечения может быть подвергнут более строгой мере пресечения. За некоторые действия, связанные с неисполнением требований органа, осуществляющего уголовное преследование, предусмотрена уголовная ответственность (например, за отказ свидетеля от дачи показаний).