Текст статьи 328 УПК РФ в новой редакции.
1. После выполнения председательствующим требований статьи 327 явившиеся кандидаты в присяжные заседатели приглашаются в зал судебного заседания.
2. Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором он:
1) представляется им;
2) представляет стороны;
3) сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению;
4) сообщает, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства;
5) разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. Председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. После этого председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела.
4. Каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод.
5. По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве заслушивается мнение сторон, после чего судья принимает решение.
6. Кандидаты в присяжные заседатели, ходатайства которых об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела удовлетворены, исключаются из предварительного списка и удаляются из зала судебного заседания.
7. После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные заседатели председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод.
8. Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела. Первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели сторона защиты. Если сторону представляют несколько участников, то очередность их участия в опросе, производимом стороной, устанавливается по договоренности между ними .
9. После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком кандидатов. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.
10. Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются судьей без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка.
11. Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он также может довести свое решение до сведения кандидатов в присяжные заседатели.
12. Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее восемнадцати кандидатов в присяжные заседатели, то председательствующий принимает меры, предусмотренные частью третьей статьи 327 настоящего Кодекса. Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет восемнадцать или более, то председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы .
13. Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются лицами, указанными в пункте 2 части пятой статьи 327 настоящего Кодекса, путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилий отводимых кандидатов в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей. Эти списки, а также мотивированные ходатайства об отводе присяжных заседателей приобщаются к материалам уголовного дела.
14. Немотивированный отвод первым заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
15. Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их взаимному согласию, а в случае недостижения согласия - путем разделения между ними количества отводимых присяжных заседателей поровну, если это возможно. Если такое разделение невозможно, то подсудимые реализуют свое право на немотивированный отвод по большинству голосов или по жребию.
16. Если позволяет количество неотведенных присяжных заседателей, то председательствующий может предоставить сторонам право на равное число дополнительных немотивированных отводов.
17. После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.
18. Если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает четырнадцать, то в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются четырнадцать первых по списку кандидатов. С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество запасных присяжных заседателей, которые также включаются в протокол судебного заседания.
19. После этого председательствующий объявляет результаты отбора, не указывая оснований исключения из списка тех или иных кандидатов в присяжные заседатели, благодарит остальных кандидатов в присяжные заседатели.
20. Если оставшихся кандидатов в присяжные заседатели окажется меньше четырнадцати, то необходимое количество лиц вызывается в суд дополнительно по запасному списку. В отношении вновь вызванных в суд кандидатов в присяжные заседатели вопросы об их освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в порядке, установленном настоящей статьей.
21. Председательствующий оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания. При этом первые двенадцать образуют коллегию присяжных заседателей по уголовному делу, а два последних участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей.
22. По завершении формирования коллегии присяжных заседателей председательствующий предлагает двенадцати присяжным заседателям занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные заседатели занимают на скамье присяжных заседателей специально отведенные для них председательствующим места.
23. Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании.
24. Если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем.
N 174-ФЗ, УПК РФ действующая редакция.
Комментарий к ст. 328 Уголовно-процессуального Кодекса РФ
Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.
1. В комментируемой статье достаточно полно описаны требования к содержанию краткого вступительного слова председательствующего судьи.
Представляется, что председательствующий, кроме того, должен разъяснить кандидатам в присяжные заседатели цель отбора таким образом, чтобы у них не возникло негативного отношения к судебной процедуре из-за возможного их отвода. В частности, в кратком вступительном слове следует упомянуть о том, что если кто-то из кандидатов в присяжные заседатели будет отведен, то это будет обусловлено лишь спецификой рассматриваемого дела, а также теми ограничениями, которые установлены законом и распространяются также на председательствующего и других участников процесса, процедура отвода в отношении которых уже была осуществлена.
2. Разъяснение председательствующим кандидатам в присяжные заседатели их обязанности правдиво отвечать на задаваемые им вопросы и представлять иную информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства является обязательным условием формирования коллегии присяжных заседателей.
Невыполнение вышеизложенных обязанностей кандидатами в присяжные заседатели может явиться основанием для отмены приговора. Так, по делу П. одна из кандидатов в присяжные заседатели, отвечая на вопрос председательствующего, скрыла факт привлечения ее мужа к уголовной ответственности. Данный факт был установлен после рассмотрения дела. Кассационная палата отменила приговор, указав, что сокрытие кандидатом в присяжные заседатели важных сведений, касающихся его объективности и беспристрастности, лишило стороны возможности воспользоваться правом на безмотивный или мотивированный отвод.
3. Права и обязанности, кроме обязанностей правдиво отвечать на поставленные вопросы и представить иную информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства, на данном этапе кандидатам в присяжные не разъясняются (см. коммент. к ст. 333).
4. В соответствии с Законом о присяжных заседателях председательствующий судья, руководствуясь требованиями ч. 3 комментируемой статьи, должен опросить кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в рассмотрении дела, и освободить от исполнения обязанностей лиц: не достигших возраста 25 лет; имеющих непогашенную судимость; признанных судом недееспособными или ограниченных судом в дееспособности; состоящих на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений; не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство; имеющих физические и психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении уголовного дела.
5. По заявлению кандидатов в присяжные заседатели освобождаются от участия в деле: лица, не способные исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами; лица, достигшие возраста 65 лет; лица, замещающие государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; военнослужащие; судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы или имеющие специальное звание сотрудников органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии); священнослужители.
Решение об освобождении кандидатов в присяжные заседатели по их заявлению по этим и другим основаниям принимается судьей в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи лишь после заслушивания мнения сторон.
6. Пленум ВС РФ обратил внимание судов на то, что в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи разъяснение председательствующим кандидатам в присяжные заседатели их обязанности правдиво отвечать на задаваемые им вопросы и представлять иную информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства, как и их опрос о наличии обстоятельств, препятствующих участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела, является обязательным условием формирования коллегии присяжных заседателей и законного состава суда.
Вместе с тем при опросе кандидатов в присяжные заседатели председательствующий должен принять меры к тому, чтобы задаваемые им или сторонами вопросы понимались однозначно, были конкретными, связанными с обстоятельствами, которые, по мнению опрашивающего, могут препятствовать участию кандидатов в присяжные заседатели в рассмотрении данного уголовного дела (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2005 N 23).
7. Требование ч. 10 комментируемой статьи о необходимости передачи сторонами письменных мотивированных отводов связано с ограждением кандидатов в присяжные заседатели от возможного разглашения обстоятельств их частной жизни. Письменные ходатайства сторон с мотивированными отводами кандидатов в присяжные заседатели приобщаются к материалам дела, что дает возможность кассационной инстанции при наличии представления или жалобы об отмене приговора в связи с нарушением норм уголовно-процессуального закона при формировании коллегии присяжных заседателей проверить их обоснованность и принять соответствующее решение.
8. Следующий этап формирования коллегии присяжных заседателей - немотивированные отводы - может состояться лишь при условии, если в результате предыдущих этапов по отбору осталось не менее 18 кандидатов.
Такие условия обеспечивают гарантированное сторонам право на заявление каждым по два немотивированных отвода кандидатам в присяжные заседатели (ч. 5, п. 2, ст. 327). Если в списке осталось менее 18 кандидатов в присяжные заседатели, председательствующий принимает меры, предусмотренные ч. 3 ст. 327 УПК.
При наличии более 18 кандидатов в присяжные заседатели первым заявляет немотивированный отвод государственный обвинитель, а затем другая сторона - обвиняемый и защитник.
Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их согласию, а при отсутствии согласия - путем разделения между ними количества отводимых кандидатов в присяжные заседатели поровну, если это возможно. В этом случае подсудимые реализуют свое право по большинству голосов или по жребию. Жеребьевка проводится председательствующим или секретарем судебного заседания. Представляется, что жеребьевку могут проводить и сами обвиняемые или их защитники под наблюдением председательствующего.
9. Если позволяет число неотведенных присяжных заседателей, то председательствующий может предоставить сторонам право на равное число дополнительных немотивированных отводов.
10. По окончании процесса рассмотрения немотивированных отводов первые по списку 14 кандидатов заносятся в протокол судебного заседания. При этом первые 12 образуют коллегию присяжных заседателей по уголовному делу, а два последних участвуют в качестве запасных присяжных заседателей.
С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего запасных присяжных заседателей может быть избрано больше. Последнее обстоятельство вызвано тем, что в процессе рассмотрения объемных многоэпизодных дел присяжные заседатели освобождались по различным причинам (болезнь, несчастные случаи, проявление необъективности, нарушение правил, предусмотренных ч. 2 ст. 333 УПК, и др.), после чего приходилось заново формировать коллегию присяжных заседателей и рассматривать дело.
11. Формирование коллегии присяжных заседателей должно производиться лишь в закрытом судебном заседании. Обстоятельством, исключающим участие гражданина в качестве присяжного заседателя, является его отказ от подписки о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. Такой присяжный заседатель отводится председательствующим судьей непосредственно перед рассмотрением уголовного дела, в котором содержатся вышеуказанные сведения.
Следующий комментарий к статье 328 УПК РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 328 УПК, вы можете получить консультацию юриста.
1. Кандидаты в присяжные числом не менее 20 приглашаются в зал заседания.
2. Вступительное слово председательствующего должно быть кратким и учитывать, что не все 20 кандидатов войдут в жюри присяжных.
3. Судья далеко не всегда может сообщить о предполагаемой продолжительности судебного заседания.
4. Отбор присяжных производится путем постановки перед ними вопросов для выявления обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей присяжного заседателя.
5. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" устанавливает следующие требования, предъявляемые к присяжным заседателям.
Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
1) не достигшие к моменту составления списков присяжных заседателей возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических к затяжных психических расстройств.
К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, предусмотренном УПК, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:
1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в деле.
6. Высший орган исполнительной власти субъекта Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для нормальной работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Федерации.
Списки кандидатов в присяжные заседатели составляют исполнительно-распорядительные органы субъектов Федерации на основе списков избирателей путем случайной выборки. Затем из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями.
Граждане, включенные в общий или запасный списки кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из этих списков высшим органом исполнительной власти субъекта Федерации (до направления списков в суд) в случаях:
1) выявления обстоятельств, перечисленных ранее;
2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих выполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:
а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство в суде, для которого составляются списки присяжных;
б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;
в) лицом, достигшим 65 лет;
г) лицом, замещающим государственные должности, предусмотренные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и другими федеральными законами, а равно лицом, замещающим выборные должности в органах местного самоуправления;
д) военнослужащим;
е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов органов и учреждений уголовно-исполнительной системы таможенных органов, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
ж) священнослужителем.
Кроме того, по заявлению лица судья может освободить его от обязанности выполнять функции присяжного заседателя, если ему исполнилось 60 лет, если женщина имеет ребенка в возрасте до трех лет, если лицо в силу религиозных убеждений считает для себя невозможным участие в осуществлении правосудия, если отвлечение лица от обычных занятий может причинить вред общественным или государственным интересам или имеются другие уважительные причины для неучастия лица в судебном заседании (ст. 326 УПК в ред. Федерального закона от 2 декабря 2004 г. N 154-ФЗ).
7. От исполнения обязанностей присяжного заседателя судья освобождает всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников, а также по другим причинам. Незаконное воздействие может выразиться в угрозах, увещеваниях, попытках подкупа, обещаниях лиц, заинтересованных в исходе дела. Предвзятое мнение может возникнуть в результате религиозных убеждений, политических установок, профессиональной принадлежности (например, бывший работник правоохранительных органов склонен одобрять применяемые ими методы расследования; человек, который в прошлом стал жертвой преступления, может страдать "обвинительным уклоном" и т.д.).
Для решения вопроса об отводе присяжных им могут быть заданы и другие вопросы, например: не вызывает ли у них обвинение чувство солидарности или неприятия, не отвергают ли они общепризнанные правовые принципы (презумпцию невиновности, правило о толковании сомнений в пользу обвиняемого и др.), одобряют ли они эвтаназию по делу об умерщвлении неизлечимо больного, как они относятся к смертной казни, признают ли они национальное равноправие и др. Необходимо установить, нет ли у присяжных родственных связей и приятельских отношений с подсудимыми, потерпевшими, экспертами, прокурором, защитником.
8. Судья принимает решение по поводу самоотводов присяжных, заслушав мнения сторон.
9. Для решения вопроса об отводе кандидатов в присяжные заседатели стороны вправе задавать им вопросы.
10. Отводы, заявленные сторонами кандидатам в присяжные, должны быть мотивированы и представлены судье в письменном виде без их оглашения.
11. Право заявления немотивированных отводов реализуется путем вычеркивания фамилий неугодных кандидатов из их предварительного списка без объяснения причин отвода.
12. Допускается не более четырех немотивированных отводов: по два отвода могут заявить государственный обвинитель, подсудимый или его защитник. Но если после мотивированных отводов осталось 18 кандидатов в заседатели и было заявлено четыре немотивированных отвода, то в конечном счете останется 12, тогда как необходимо иметь еще двух запасных заседателей. В этом случае необходимо довыбрать методом случайной выборки двух запасных заседателей.
13. Потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик, а также их представители не имеют права на немотивированные отводы присяжных заседателей.
14. Прокурор вправе, но не обязан согласовывать свою позицию при заявлении немотивированных отводов с другими участниками процесса на стороне обвинения. Подсудимый может заявить немотивированные отводы по своему усмотрению. В этом случае защитник немотивированные отводы не заявляет. Если сторона обвинения и сторона защиты немотивированно отвели одно и то же лицо, то это не означает, что они получили право на дополнительные отводы. Но если после заявления немотивированных отводов осталось более 14 кандидатов, председательствующий может предоставить сторонам право на равное число дополнительных немотивированных отводов. При невозможности поделить это число на равные доли преимущество должно быть отдано защите. Но если в деле участвуют несколько подсудимых, то по общему правилу они могут заявить только два немотивированных отвода (вопрос решается по их взаимному согласию или по жребию).
15. Запасными заседателями являются два последних лица в окончательном списке присяжных заседателей. С учетом сложности дела и предполагаемой продолжительности его рассмотрения количество запасных присяжных заседателей может быть большим.
16. Коллегия присяжных заседателей формируется в закрытом судебном заседании, хотя в ст. 241 настоящего Кодекса ("Гласность судопроизводства") такое исключение из принципа гласности не предусмотрено.
17. Под понятие "иная охраняемая законом тайна" подпадают многие тайны частной жизни граждан (семейная тайна, интимные отношения, содержание переписки, некоторые заболевания и т.п.), о недопустимости разглашения которых присяжные дают подписку.