Текст статьи 450 УПК РФ в новой редакции.
1. После возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве обвиняемого в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса, следственные и иные процессуальные действия в отношении такого лица производятся в общем порядке с изъятиями, установленными статьей 449 настоящего Кодекса и настоящей статьей .
2. Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации или квалификационной коллегии судей .
3. Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы .
4. Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации и соответствующего судебного решения .
4.1. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть возбуждено следователем или дознавателем в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации, а в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации .
5. Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с настоящим Кодексом не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, если уголовное дело в отношении его не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия суда, указанного в части первой статьи 448 настоящего Кодекса .
N 174-ФЗ, УПК РФ действующая редакция.
Комментарий к ст. 450 Уголовно-процессуального Кодекса РФ
Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.
1. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает в отношении лица, названного в ч. 1 ст. 447 УПК, возможность проведения следственных и иных процессуальных действий (допроса, очной ставки, обыска, выемки, освидетельствования) в общем порядке, если в отношении его в порядке, предусмотренном в ст. 448 УПК, возбуждено уголовное дело или ему предъявлено обвинение. Исключение составляет процедура задержания, особенности которого предусмотрены ст. 449 УПК, а также избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении лиц, указанных в ч. 2 - 4 комментируемой статьи.
2. Неприкосновенность должностных лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК, за исключением адвокатов, следователей, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на территории муниципального образования, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителей и аудиторов, распространяется также на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, а также на их переписку.
3. В соответствии со ст. 15 Закона о Конституционном Суде судья КС РФ не может быть заключен под стражу, подвергнут обыску без согласия КС, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
4. Пункт "б" ч. 2 ст. 19 Закона о статусе депутата определяет, что член Совета Федерации и депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты ФС РФ не могут быть арестованы, подвергнуты допросу или обыску, кроме случаев задержания их на месте преступления.
Ограничения, предусмотренные комментируемой статьей, не распространяются на применение домашнего ареста в качестве меры пресечения, оно осуществляется без согласия соответствующей палаты ФС РФ (Постановление КС РФ от 29.06.2004 N 13-П).
5. Депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы без согласия прокурора субъекта Федерации (ч. 2, 3 ст. 13 Закона об организации органов власти субъектов РФ; ч. 7 ст. 18 Закона об организации местного самоуправления).
6. При применении данной статьи следует учитывать положения ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253), в соответствии с которой зарегистрированный кандидат не может быть арестован без согласия прокурора.
7. Статья 12 Закона об Уполномоченном по правам человека определяет, что Уполномоченный без согласия Государственной Думы не может быть арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.
8. Часть 2 ст. 42 Закона о прокуратуре не допускает привода, личного досмотра прокурора и следователя, досмотра их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также при задержании на месте преступления.
9. В соответствии со ст. 29 Закона о Счетной палате Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть арестованы без согласия той палаты ФС РФ, которая их назначила на должность в Счетную палату.
10. В ч. 5 комментируемой статьи речь идет о лицах, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК, в отношении которых уголовное дело не возбуждено или которым не предъявлено обвинение. Для проведения в отношении их следственных и иных процессуальных действий, производство которых осуществляется только при наличии судебного решения (обыски и выемки в жилище, контроль и запись телефонных и иных переговоров, арест, осмотр и выемка корреспонденции и др.), необходимо соблюдать процедуры, предусмотренные ч. 1 ст. 448 УПК, за исключением получения согласия Совета Федерации, Государственной Думы, КС РФ, квалификационной коллегии судей РФ, квалификационных коллегий судей.
11. В соответствии с ч. 7 ст. 16 Закона о статусе судей осуществление в данном случае в отношении судьи следственных действий, связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, определенной Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами, допускается не иначе как на основании решения, принимаемого:
в отношении судьи КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей ВС РФ;
в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.
Следующий комментарий к статье 450 УПК РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 450 УПК, вы можете получить консультацию юриста.
1. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает возможность проведения следственных и иных процессуальных действий в отношении любого указанного в ст. 448 УПК лица, если против него возбуждено уголовное дело или оно привлечено в качестве обвиняемого, за исключением задержания (ст. 449). К числу таких действий, например, относятся допрос, очная ставка, освидетельствование, экспертиза, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, ее осмотр и выемка, контроль и запись телефонных и иных переговоров и др. (об исключениях см. ч. ч. 2 - 5 данной статьи).
2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает необходимость получения согласия Конституционного Суда РФ в отношении судьи этого суда и согласия соответствующей квалификационной коллегии в отношении остальных судей на применение меры пресечения в виде заключения под стражу.
3. В ч. 3 данной статьи установлены гарантии неприкосновенности членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ, состоящие в том, что избрание для них меры пресечения в виде заключения под стражу и производство обыска допускаются лишь с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.
4. Гарантиями неприкосновенности судей (ч. 4 данной статьи) являются: мотивированное решение Конституционного Суда РФ (в отношении судей этого суда) или заключение соответствующей квалификационной коллегии судей (в отношении остальных судей) о заключении судьи под стражу в виде меры пресечения и производства обыска.
5. В ч. 5 комментируемой статьи речь идет о лицах, указанных в ст. 447, в отношении которых уголовное дело еще не возбуждено и которые еще не привлечены в качестве обвиняемых. Для проведения в отношении их следственных и иных процессуальных действий, требующих судебного решения (обыски и выемки в жилище, контроль и запись телефонных и иных переговоров, арест, осмотр и выемка корреспонденции и др.), необходимо получить согласие суда, указанного в ч. 1 ст. 448 УПК, и необходимо соблюдать процедуры, предусмотренные ч. 1 ст. 448. Они ограничиваются представлением следственного органа (комитета) соответствующего уровня и дачей заключения коллегией из трех судей в случаях, предусмотренных ст. 448 настоящего Кодекса.
6. Вводя гарантии против необоснованного заключения под стражу депутатов, судей, других указанных выше лиц, закон имеет в виду недопустимость (без специального разрешения) и других способов лишения свободы - продления срока содержания под стражей, домашнего ареста, принудительного помещения на экспертизу в стационар психиатрического и иного медицинского учреждения. Под обыском понимается личный обыск, обыск в жилище и в служебных помещениях. К обыску приравнивается выемка и осмотр места происшествия, осуществляемые в жилище.