Текст статьи 466 УПК РФ в новой редакции.
1. При получении от иностранного государства запроса о выдаче лица, если при этом не представлено решение судебного органа об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор в целях обеспечения возможности выдачи лица решает вопрос о необходимости избрания ему меры пресечения в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом .
2. Если к запросу о выдаче лица прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то прокурор вправе подвергнуть это лицо домашнему аресту или заключить его под стражу без подтверждения указанного решения судом Российской Федерации .
3. Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель незамедлительно уведомляет компетентный орган иностранного государства, направивший запрос о выдаче лица.
N 174-ФЗ, УПК РФ действующая редакция.
Комментарий к ст. 466 Уголовно-процессуального Кодекса РФ
Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.
1. В целях выдачи лиц, совершивших преступление, предусматривается их взятие под стражу, что является гарантией предотвращения их уклонения от следствия и суда.
2. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает правило, согласно которому в случае, если иностранным государством России не представлено решение судебного органа об избрании в отношении запрашиваемого к выдаче лица меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор решает вопрос о применении к нему одной из мер пресечения, предусмотренных гл. 13 УПК. В случае избрания в отношении его меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста прокурор обращается с ходатайством в соответствующий суд (см. коммент. к ст. 107, 108).
3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает изъятие из общего правила о применении меры пресечения. В случае, если иностранным государством России представлено решение судебного органа об избрании в отношении запрашиваемого к выдаче лица меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор решает вопрос о применении к нему домашнего ареста или заключения под стражу самостоятельно, без подтверждения его судом РФ.
4. При применении комментируемой статьи следует учитывать положения ст. 60, 61, 61.1, 61.2, 62 Минской конвенции 1993 г., которые регламентируют условия и порядок избрания мер пресечения и розыска лица для обеспечения его выдачи. При получении требования о выдаче Российская Федерация должна немедленно принять меры к розыску и взятию под стражу лица, выдача которого требуется, за исключением случаев, когда выдача не может быть произведена (ст. 60).
5. Комментируемая статья применяется с учетом международных договоров, которые предусматривают не только избрание меры пресечения для обеспечения выдачи, но и задержание. В частности, ст. 16 Европейской конвенции о выдаче 1957 г. предусматривает возможность в случаях, не терпящих отлагательства, временного задержания разыскиваемого лица. Такое задержание называется также предварительным арестом. В отношении указанного лица поручение о выдаче еще не направлено, но в обязательном порядке будет направлено. Задержание предусмотрено также Минской конвенцией 1993 г.
6. Просьба о предварительном аресте направляется компетентными органами запрашивающего государства по дипломатическим каналам, или непосредственно по почте или телеграфу, или через Интерпол.
7. Решение о задержании принимается в порядке, установленном ст. 92 - 96 УПК. Временное задержание может быть отменено, если в течение 18 дней после задержания Российская Федерация не получила запроса о выдаче.
8. Лицо, взятое под стражу в порядке меры пресечения в целях выдачи на основании Минской конвенции 1993 г., должно быть освобождено, если требование о его выдаче не поступит в течение одного месяца со дня взятия под стражу. Этот срок может быть продлен еще до одного месяца по ходатайству запрашивающей стороны. Если она не представит в установленный срок дополнительных сведений, то запрашиваемая сторона должна освободить лицо, взятое под стражу.
9. Временное задержание по Европейской конвенции о выдаче 1957 г. не должно превышать 40 дней со дня такого задержания. Вместе с тем в Конвенции сказано, что "возможность временного освобождения в любое время не исключается, однако запрашиваемая Сторона принимает любые меры, которые она считает необходимыми, для предотвращения побега разыскиваемого лица" (ч. 4 ст. 16).
10. При помещении задержанных лиц в места содержания под стражей органы, производившие задержание, должны представить туда постановление об аресте и розыске обвиняемого страной-инициатором поручения, копию телеграммы-уведомления инициатора розыска о задержании, а также подтверждение намерения о направлении поручения об экстрадиции.
Следующий комментарий к статье 466 УПК РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 466 УПК, вы можете получить консультацию юриста.
1. В новой редакции текст ст. 466 подвергся существенным изменениям.
2. Изменено наименование статьи: кроме избрания меры пресечения предусматривается ее применение. Тем самым расширяется круг процессуальных действий, осуществляемых при подготовке и реализации выдачи.
3. Изменен текст ч. 1 ст. 466, где основное внимание обращено на ситуацию, когда к запросу иностранного государства в адрес Российской Федерации о выдаче лица не приложено решение иностранного судебного органа об избрании в отношении этого лица меры пресечения в виде заключения под стражу. В таких случаях ст. 466 предоставляет прокурору право избрать меру пресечения в порядке, предусмотренном УПК.
4. Измененная редакция ч. 2 ст. 466 касается случаев, когда к запросу иностранного государства о выдаче прилагается решение иностранного суда о заключении лица, подлежащего выдаче, под стражу.
Если имеется решение суда иностранного государства о заключении лица под стражу, то прокурор может принять решение о заключении под стражу без подтверждения данного решения российским судом. Этот порядок распространен и на домашний арест.
5. Мера пресечения в отношении запрошенного к выдаче лица применяется только к лицам, выдача которых российскими компетентными органами допускается.
6. Право избрания меры пресечения в порядке ст. 466 предоставлено только Генеральному прокурору РФ и его заместителям.
7. Некоторые особенности порядка осуществления выдачи состоят в следующем:
- немедленное сообщение компетентному органу иностранного государства об избрании меры пресечения с указанием оснований ее выбора в конкретном случае;
- указание на срок заключения под стражу по правилам ст. 109 УПК;
- указание на необходимость согласования конкретных вопросов передачи иностранному государству лица, находящегося под стражей.
8. В международных конвенциях, к которым присоединилась Россия, предусмотрены в связи с ожидаемой выдачей такие меры пресечения, как взятие под стражу или задержание до получения запроса о выдаче, а также временный арест (ст. 61 Конвенции СНГ 1993 г.).
Статья 16 Европейской конвенции о выдаче 1957 г. подчеркивает, что предусмотренный ею временный арест (задержание) лица, о котором еще нет официального запроса о выдаче, но его выдача по обстоятельствам дела предполагается, возможен только в случае срочной необходимости. В таком случае запрашивающая сторона обращается к запрашиваемой стороне с просьбой произвести предварительное задержание лица, которое предполагается к выдаче. В письменной просьбе содержится обязательство о последующем направлении запроса о выдаче. Если в течение 18 дней со дня ареста запрашиваемая сторона не получила запроса о выдаче, временный арест прекращается.