Статья 104 УПК РФ. Наблюдение командования воинской части

Текст статьи 104 УПК РФ в новой редакции.

1. Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 102 настоящего Кодекса.

2. Избрание в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого.

3. Постановление об избрании меры пресечения, предусмотренной частью первой настоящей статьи, направляется командованию воинской части, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения.

4. В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения.

N 174-ФЗ, УПК РФ действующая редакция.

Комментарий к ст. 104 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.

1. В комментируемой статье предусмотрена специальная мера пресечения, которая может применяться только к подозреваемым и обвиняемым, являющимся военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы.

2. Наблюдение командования воинской части за подозреваемым (обвиняемым) как мера пресечения применяется для того, чтобы обеспечить его надлежащее поведение и явку в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и суда, а также исключить возможность воспрепятствовать иным путем расследованию и разбирательству дела.

3. Названная мера пресечения применяется в мирное время лишь к военнослужащим или гражданам, призванным на военные сборы, находящимся непрерывно в воинских подразделениях на казарменном положении. В законе не указаны категории военнослужащих и военнообязанных в зависимости от их воинского звания, должности, условий и характера службы. По обыкновению судебной практики к лицам командного (начальствующего) состава, обвиняемым или подозреваемым в совершении преступлений, наблюдение командования воинской части в качестве меры пресечения не применяется.

4. Применение меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части допускается только с согласия подозреваемого или обвиняемого.

5. Для избрания данной меры пресечения не требуется согласия командования воинской части, в которой подозреваемый, обвиняемый проходит военную службу или находится на военных сборах. Однако командованию воинской части обязательно направляется постановление об избрании этой меры пресечения, в котором разъясняются существо выдвинутого подозрения или предъявленного обвинения, обязанности по исполнению избранной меры пресечения.

6. Командование воинской части обязано письменно уведомить орган, избравший эту меру пресечения, об установлении наблюдения за подозреваемым или обвиняемым и о начальниках (командирах), ответственных за его надлежащее поведение.

В соответствии с воинскими уставами и Инструкцией органам дознания Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, утвержденной Главным военным прокурором 05.06.2002 и введенной в действие Приказом Минобороны России от 19.02.2003 N 446 (в ред. от 01.10.2003), военнослужащий на время действия этой меры пресечения лишается права ношения оружия, постоянно пребывает под наблюдением своих начальников или суточного наряда, не направляется на работу вне части в одиночном порядке, не назначается в караул и другие ответственные наряды, которые предусмотрены нормативными актами, действующими в Вооруженных Силах.

7. В случае, если дознание по делу проводит командир части, то он направляет постановление об избрании названной меры пресечения соответствующему вышестоящему начальнику. Решение органа следствия и рапорт об установлении наблюдения за военнослужащим командования воинской части приобщаются к уголовному делу, а их содержание объявляется подозреваемому или обвиняемому под расписку.

Следующий комментарий к статье 104 УПК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 104 УПК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Наблюдение, предусмотренное данной статьей, может осуществляться не только командованием воинской части, но и соединения, военного округа, флота, а также начальниками различных военных учреждений в зависимости от места службы обвиняемого (подозреваемого).

2. Рассматриваемая мера пресечения может быть применена к солдатам, сержантам, старшинам Вооруженных Сил, погранвойск, войск МВД, учреждений ФСБ, других военизированных частей и учреждений.

3. Наблюдать за военнослужащим можно при условии, что он находится на казарменном положении. Но в условиях военного времени и в боевой обстановке офицеры и прапорщики могут быть переведены на казарменное положение, и в такой ситуации к ним возможно применение данной меры пресечения. Эта мера пресечения применима к военнослужащим запаса, призванным на учебные сборы.

4. Об избрании данной меры пресечения должно быть вынесено постановление (определение), в котором указываются передаваемое под наблюдение лицо и воинская часть, где будет осуществляться наблюдение.

5. Эта мера пресечения избирается для соблюдения требований, предъявляемых к обвиняемому п. п. 2 и 3 ст. 102 УПК (являться по вызовам и не препятствовать расследованию и судебному разбирательству). Но в данном случае действуют и иные основания для избрания мер пресечения, указанные в ст. 97 настоящего Кодекса. Поэтому обвиняемый предупреждается также о недопустимости сокрытия от следствия и суда, а командование - о необходимости обеспечить явку обвиняемого (подозреваемого) по вызовам следователя, прокурора и суда. Обвиняемому (подозреваемому) необходимо разъяснить, что он вправе отказаться от применения к нему данной меры пресечения, а командование следует уведомить о характере совершенного преступления и разъяснить, в чем состоят его обязанности по наблюдению за военнослужащим. Обвиняемый предупреждается, что при нарушении условий данной меры пресечения будет избрана более строгая мера.

Все эти разъяснения и предупреждения должны фиксироваться в протоколе применения меры пресечения, который подписывают следователь (дознаватель, прокурор), представитель командования и обвиняемый (подозреваемый). В суде эти данные должны быть внесены в протокол судебного заседания.

Постановление (определение) о наблюдении обязательно для командования.

6. Лица, переданные под наблюдение командования, лишаются на это время права ношения оружия, не назначаются в караул и другие ответственные наряды, находятся под постоянным наблюдением своих начальников и лиц суточного наряда, не направляются на работу вне части в одиночном порядке, не увольняются из части, не отлучаются из подразделения без разрешения своих начальников.

Остались вопросы по ст 104 УПК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 104 УПК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.