Текст статьи 199 УПК РФ в новой редакции.
1. При производстве судебной экспертизы в экспертном учреждении следователь направляет руководителю соответствующего экспертного учреждения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, необходимые для ее производства.
2. Руководитель экспертного учреждения после получения постановления поручает производство судебной экспертизы конкретному эксперту или нескольким экспертам из числа работников данного учреждения и уведомляет об этом следователя. При этом руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.
3. Руководитель экспертного учреждения вправе возвратить без исполнения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, представленные для ее производства, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат.
4. Если судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения, то следователь вручает постановление и необходимые материалы эксперту и разъясняет ему права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.
5. Эксперт вправе возвратить без исполнения постановление, если представленных материалов недостаточно для производства судебной экспертизы или он считает, что не обладает достаточными знаниями для ее производства.
N 174-ФЗ, УПК РФ действующая редакция.
Комментарий к ст. 199 Уголовно-процессуального Кодекса РФ
Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.
1. Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения органов исполнительной власти, которые создаются для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, дознавателей, следователей и прокуроров посредством производства судебной экспертизы по уголовным и иным делам.
2. В тех случаях, когда производство экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем определенную территорию, невозможно в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности или надлежащей материально-технической базы либо специальных условий для выполнения исследований, экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может осуществляться государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.
3. При производстве экспертизы в любом экспертном учреждении применяются общие процессуальные правила, которые не влияют на ход и результаты исследований.
4. Основанием для производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении или в ином экспертном учреждении является постановление дознавателя, следователя или прокурора.
5. В случае поручения производства судебной экспертизы соответствующему экспертному учреждению следователь направляет его руководителю постановление и материалы, необходимые для исследования и дачи заключения. Одновременно он поручает руководителю этого учреждения разъяснить экспертам, которые будут производить судебную экспертизу, процессуальные права и обязанности эксперта, о чем указывается в постановлении о назначении судебной экспертизы либо в сопроводительном документе.
6. Получив постановление о назначении судебной экспертизы, руководитель учреждения: а) тщательно изучает его и поступившие материалы дела; б) решает вопрос о том, относится ли это задание к компетенции данного экспертного учреждения; в) поручает ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы; г) назначает из числа экспертов ведущего (ответственного), которому дает указание выполнять организационные функции; д) разъясняет им их процессуальные права и обязанности; е) обеспечивает контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принципа независимости эксперта.
7. В соответствии со ст. 15 Закона о судебно-экспертной деятельности руководитель государственного судебно-экспертного учреждения вправе: а) возвратить без исполнения постановление или определение о назначении экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы такого решения; б) ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения; в) организовывать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы; г) передавать часть обязанностей и прав, связанных с производством судебной экспертизы, своему заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет.
8. После производства необходимых исследований эксперт (эксперты) составляют заключение.
Письменное заключение подписывается экспертом и представляется руководителю экспертного учреждения для направления органу, назначившему экспертизу.
В случае, если руководитель обнаружит в нем неточности или ошибки, он возвращает заключение эксперту для доработки либо составления нового текста заключения. Руководитель экспертного учреждения не наделен правом аннулировать заключение, он может лишь вернуть заключение для надлежащего оформления. Заключение эксперта (экспертов) направляется следователю или в суд (судье) через руководителя экспертного учреждения.
9. После окончания исследований руководитель данного экспертного учреждения направляет заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу; обеспечивает условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов.
10. В соответствии с Законом о судебно-экспертной деятельности (ст. 15) руководитель имеет право требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с: 1) компенсацией за хранение транспортной организацией поступивших на судебную экспертизу объектов исследований, за исключением штрафов за несвоевременное их получение данным учреждением; 2) транспортировкой объектов после их исследования, за исключением почтовых расходов; 3) хранением объектов исследований в государственном судебно-экспертном учреждении после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти; 4) ликвидацией последствий взрывов, пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данное учреждение объектов повышенной опасности, если орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, не сообщили руководителю об известных им специальных правилах обращения с указанными объектами или они были упакованы ненадлежащим образом.
11. Назначение и производство судебной экспертизы вне экспертного учреждения может быть осуществлено в случаях, если в месте расследования преступления и рассмотрения дела отсутствуют соответствующие экспертные учреждения либо следователь (суд) признает необходимым поручить проведение экспертных исследований конкретному лицу. В такой ситуации следователь (суд) поручает производство экспертизы лицам, которые обладают специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, но не являются экспертами по занимаемой ими должности.
12. После вынесения постановления о назначении судебной экспертизы следователь (суд) вызывает по телефону или повесткой это лицо, удостоверяется по документам в его личности, выясняет данные о специальности, компетентности и стаже работы, устанавливает его отношение к расследуемому уголовному делу, а также к обвиняемому (подозреваемому), защитнику, потерпевшему и другим участникам процесса, проверяет, не имеется ли в деле предусмотренных законом оснований для его отвода.
13. После выполнения указанных процедур следователь (суд) вручает эксперту постановление о назначении судебной экспертизы, разъясняет ему процессуальные права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК, предупреждает его об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК, а также об ответственности за разглашение данных предварительного расследования по ст. 310 УК, если он не был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном в законе (см. коммент. к ст. 161).
О выполнении всех этих действий следователь делает отметку в постановлении о назначении судебной экспертизы, которая удостоверяется подписью эксперта.
14. В случаях, если эксперт возбуждает какие-либо ходатайства по делу, следователь обязан составить об этом постановление с соблюдением требований ст. 120 - 122 УПК.
Ходатайства эксперта (экспертов): о предоставлении ему возможности ознакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; о разрешении присутствовать при допросах и производстве других следственных действий и задавать допрашиваемым вопросы по предмету экспертизы - как имеющие значение для правильного расследования и разрешения дела подлежат обязательному удовлетворению (см. коммент. к ст. 11 и 57).
Следующий комментарий к статье 199 УПК РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 199 УПК, вы можете получить консультацию юриста.
1. Судебная экспертиза может проводиться в экспертном учреждении и вне его.
2. Экспертные учреждения бывают двух видов - государственные судебно-экспертные учреждения и иные (негосударственные) экспертные учреждения.
3. Государственные судебно-экспертные учреждения - это специализированные государственные учреждения (или их подразделения), основной функцией которых является организация и производство судебной экспертизы. Они производят судебную экспертизу по заданию дознавателя, следователя, прокурора и суда в соответствии со своим профилем и территориальной зоной обслуживания, определяемыми для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Наиболее разветвленные системы государственных судебно-экспертных учреждений имеются в органах МВД, ФСБ, Минюста и Минздрава России. Они проводят в настоящее время большинство судебных экспертиз по уголовным делам. Работники этих учреждений являются государственными судебными экспертами, производящими судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей. К ним предъявляются определенные профессиональные и квалификационные требования, и они подлежат аттестации в установленном порядке. Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений регламентирована Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
4. Иные (негосударственные) экспертные учреждения - это организации, осуществляющие производство экспертиз по заказам юридических и физических лиц на договорной основе. В настоящее время деятельность таких организаций никаким нормативным актом не регламентирована. Поскольку следователь вправе привлечь в качестве эксперта любое лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями, то он может поручить производство судебной экспертизы по делу и такому учреждению. Однако на практике это бывает редко, в основном в случаях, когда специалистов нужного профиля в государственных судебно-экспертных учреждениях недостаточно или они отсутствуют вовсе (например, автороведческая или лингвистическая экспертиза). Иногда в такие учреждения обращаются участники процесса (в основном для оспаривания результатов экспертизы, проведенной в государственном судебно-экспертном учреждении). Полученные ими документы хотя и именуются заключениями экспертов, но тем не менее таковыми в процессуальном смысле не являются, поскольку такая экспертиза проведена не в процессуальном порядке и не является судебной. Следователь (а потом суд) вправе приобщить такое заключение к делу, если сочтет его имеющим значение, но тогда оно будет выступать в качестве документа в смысле ст. 84 УПК и может использоваться для оценки заключения судебной экспертизы.
5. Если производство судебной экспертизы поручается экспертному учреждению, следователь направляет постановление о назначении экспертизы и необходимые материалы руководителю этого учреждения, который осуществляет все дальнейшие действия. Он поручает производство экспертизы конкретному эксперту (или нескольким экспертам), о чем уведомляет следователя. Нужно иметь в виду, что, хотя экспертиза проводится в экспертном учреждении, заключение дается не от имени учреждения, а от имени конкретного эксперта, который несет за него личную ответственность. Если экспертиза проводится в негосударственном учреждении, то его руководитель разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные ст. 57 УПК, о чем последний дает подписку. Она фиксируется либо в самом заключении, либо оформляется отдельным документом, прилагаемом к заключению. Государственные эксперты дают такую подписку при вступлении в должность, поэтому брать ее каждый раз при поручении им конкретной экспертизы нет необходимости.
6. Руководитель экспертного учреждения после получения постановления о назначении экспертизы и необходимых материалов приобретает ряд процессуальных прав и обязанностей. Он вправе возвратить постановление следователя и материалы без исполнения, если в учреждении нет экспертов требуемой специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований. Такой возврат должен быть мотивирован (обычно это делается в сопроводительном письме). В соответствии с ведомственными нормативными актами руководитель государственного судебно-экспертного учреждения может вернуть материалы без исполнения также в случае несоблюдения правил оформления материалов, направляемых на экспертизу (например, не приведены вопросы, ставящиеся на разрешение эксперта, не представлены объекты, указанные в постановлении о назначении экспертизы, и т.п.). Однако в такой ситуации руководитель должен сначала немедленно уведомить об этом следователя и лишь при непринятии последним необходимых мер по устранению недостатков может реализовать это свое право. В формулировании выводов эксперт полностью независим и самостоятелен, и руководитель не вправе навязать ему свое мнение или отстранить его от производства экспертизы по этому основанию.
7. По окончании производства экспертизы руководитель экспертного учреждения направляет заключение эксперта (или его сообщение о невозможности дачи заключения) вместе со всеми материалами следователю.
8. Следователь вправе поручить производство экспертизы не только экспертному учреждению, но и любому лицу, обладающему необходимыми специальными знаниями (так называемому частному эксперту). Обычно это бывает, когда требуется эксперт какой-то редкой специальности, отсутствующей в экспертных учреждениях (например, искусствоведческая экспертиза). В таком случае следователь сам выполняет те функции, которые возложены на руководителя экспертного учреждения. Он вручает эксперту постановление о назначении экспертизы и необходимые материалы, разъясняет ему его права, обязанности и ответственность в соответствии со ст. 57 УПК. Предварительно следователь должен собрать данные о его компетенции и проверить, нет ли оснований к его отводу. Нужно иметь в виду, что действующим уголовным законодательством не предусмотрена ответственность за отказ от дачи заключения. Поэтому следователь может привлекать в качестве судебных экспертов частных лиц только с их согласия.
9. Эксперт может возвратить следователю постановление о назначении экспертизы и материалы без исполнения в двух случаях:
1) если представленных материалов недостаточно для производства экспертизы. Однако эксперт должен предварительно заявить перед следователем ходатайство в порядке ст. 57 УПК о предоставлении ему дополнительных материалов и лишь в случае его невыполнения отказаться от производства экспертизы;
2) если он считает, что не обладает достаточными знаниями для производства экспертизы.
Возвращаются без исполнения также материалы в случаях, когда ответ на поставленный вопрос вообще не требует специальных знаний или является правовым.
Возвращение материалов без исполнения нужно отличать от сообщения эксперта о невозможности дачи заключения (см. комментарий к ст. 204 УПК).