Текст статьи 454 УПК РФ в новой редакции.
Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать:
1) наименование органа, от которого исходит запрос;
2) наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;
3) наименование уголовного дела и характер запроса;
4) данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименование и место нахождения;
5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;
6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.
N 174-ФЗ, УПК РФ действующая редакция.
Комментарий к ст. 454 Уголовно-процессуального Кодекса РФ
Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.
1. Под запросом о правовой помощи по уголовным делам понимается оформленный в соответствии с международным договором РФ и комментируемой статьей документ, направляемый в соответствующий орган или должностному лицу иностранного государства с просьбой осуществить определенные процессуальные действия по уголовному делу.
2. В статьях гл. 54 УПК и международных договорах РФ об оказании правовой помощи по уголовным делам наряду с термином "запрос" употребляются термины "поручение" (Европейская конвенция о правовой помощи 1959 г., Минская конвенция 1993 г.) и "просьба" (Конвенция о выдаче 1957 г.). Данные термины применительно к рассматриваемой сфере правоотношений имеют одинаковое смысловое значение и употребляются как тождественные.
3. Запрос подписывает должностное лицо, его составившее, а также должностное лицо федерального органа государственной власти, через который в соответствии с его компетенцией, определенной ч. 2 ст. 453 УПК и международным договором РФ, направляется запрос. Запрос заверяется гербовой печатью федерального органа государственной власти, через который он направлен.
4. При указании наименования органа, от которого исходит запрос, в соответствии со ст. 7 Минской конвенции 1993 г. сообщаются также "адрес и другие данные должностного лица, которому должен быть направлен ответ".
5. Данные о физических лицах, в отношении которых направляется ходатайство, включают: их имена и фамилии, дату и место их рождения, гражданство, род занятий, в том числе должность и место работы, место жительства или место пребывания.
6. Данные о юридических лицах включают: их наименование в точном соответствии с зарегистрированными в установленном порядке уставными документами на русском и английском языках, юридический адрес и фактическое место нахождения, если оно не совпадает с юридическим адресом. Такие же данные указываются в отношении индивидуального предпринимателя.
7. В запросе описываются фабула совершенного преступления, а также все действия, подлежащие исполнению запрашиваемым государством и последовательность их проведения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения. В поручении о допросе, например, необходимо сформулировать вопросы, которые следует задать допрашиваемому.
В запросе могут быть, кроме того, указаны способы исполнения поручения (например, указывается на необходимость составления протокола следственного действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством государства, на территории которого оно проводится).
8. Минская конвенция 1993 г. содержит ряд дополнительных требований к содержанию запроса:
о взятии под стражу или задержании подозреваемого или обвиняемого до получения требования о выдаче - об указании сведений о вынесенном постановлении об аресте либо задержании или приговоре, вступившем в законную силу, а также обязательства о том, что требование о выдаче будет представлено дополнительно (ст. 61);
о вручении документа - об указании точного адреса получателя и наименовании вручаемого документа (ч. 2 ст. 7);
при наличии представителей свидетелей, подозреваемых, подсудимых, осужденных или потерпевших - их имена, фамилии и адреса (п. "д" ч. 1 ст. 7), в поручении о вручении документа - точный адрес получателя и наименование вручаемого документа.
9. Некоторые международные договоры РФ предусматривают включение в запрос сведений о сроках исполнения поручения, о заявлениях потерпевших по делам частного обвинения, других сведений, необходимых для исполнения поручения, обязанность вместе с запросом направить текст положения закона запрашивающей стороны, на основании которого деяние признается преступлением, а также текст других законодательных норм, имеющих существенное значение для производства по делу.
10. В случае, если между Россией и запрашиваемым государством заключен двусторонний договор, в запрос включаются и все другие предусмотренные им дополнительные требования.
Например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1998 г., ратифицированный Россией 8 апреля 2000 г., предусматривает включение в запрос цели, с которой он сделан, а при необходимости - подробностей любого отдельного процессуального действия или требований, соблюдение которых было бы желательно запрашивающей стороне, с указанием соответствующих причин (ст. 13).
Согласно ст. 36 Договора между СССР и Греческой Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (Афины, 21 мая 1981 г.) (Ведомости СССР. 1982. N 45. Ст. 839) и ст. 60 Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 22 декабря 1992 г.) (СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1598) в запросе об осуществлении уголовного преследования наряду с указанием фамилии и имени подозреваемого лица, сведений о его гражданстве и других сведений о личности необходимо дополнительно описать его внешность или приложить (по возможности) фотографию и отпечатки пальцев.
11. К поручению прилагается заверенная выписка из законодательного акта, необходимого для выполнения поручения, в том числе из уголовного закона, с изложением тех статей, по которым квалифицируется расследуемое преступление.
При необходимости выполнения поручения о производстве следственного действия (выемки, обыска, наложения ареста на имущество или почтово-телеграфную корреспонденцию, освидетельствования и т.д.) прилагаются копии постановлений о производстве этих следственных действий, заверенные подписями и гербовой печатью. Кроме того, наряду с перечисленными документами вместе с поручением следует направлять копии постановлений о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству, а также о привлечении в качестве обвиняемого.
12. Нарушение требований, предъявляемых к оформлению запроса, влечет его неисполнение.
Следующий комментарий к статье 454 УПК РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 454 УПК, вы можете получить консультацию юриста.
1. При выполнении требований к составлению запроса о правовой помощи по уголовным делам, предусмотренным п. п. 1 - 6 ст. 454, необходимо сообщать перечисленные сведения не о ведомстве, через которое направляется запрос (например, о Генеральной прокуратуре РФ), а об органе, от которого запрос исходит (например, прокуратура такого-то города).
2. В запросе указываются обстоятельства дела, фактические данные и подтверждающие их доказательства. Очень важно в запрос включить как материалы, которые подтверждают причастность лиц, в отношении которых сделан запрос, к расследуемому преступлению, так и те, которые свидетельствуют о пробелах в расследовании, возникших в результате невозможности допросить лиц, находящихся за пределами России, провести осмотр места, предметов, также недоступных для ведущих в России расследование в связи с тем, что они находятся вне территории России. Это объяснение ситуации поможет быстрее разобраться в деле и в необходимости проведения указанных в запросе процессуальных действий.
В запросе указываются наименование и адрес соответствующего высшего органа, к компетенции которого относится запрос (например, Министерство юстиции Франции), поскольку не всегда лица, ведущие расследование в России, могут правильно определить, какой компетентный орган или должностное лицо данного иностранного государства правомочны исполнить просьбу о проведении определенных процессуальных действий. Окончательное решение о передаче запроса конкретному должностному лицу принадлежит компетентным органам иностранного государства.
3. Запрос может касаться российских граждан, совершивших преступление в России, но в данный момент покинувших ее (временно или постоянно). Запрашиваемая сторона по этим сведениям решает вопросы подсудности, места проведения следственных действий, вызова и допроса свидетелей и т.д. Вопрос о месте жительства в России ее гражданина связан с возможностью разрешить ему отбывание в России части наказания, назначенного по приговору иностранного суда.
4. Сведения о точном наименовании, принадлежности и адресе юридических лиц особенно необходимы в делах, где имеется движение финансовых потоков из России и обратно, где расследуются дела об отмывании незаконно полученных денег через дочерние фирмы, находящиеся в данном иностранном государстве, но числящиеся как отделения российских фирм.
5. Существенное значение имеет подбор правовых актов Российской Федерации, которые, по мнению следователя, прокурора, суда, будут необходимы их иностранным коллегам для понимания смысла запроса о правовой помощи и получения ответов по существу. Поэтому к запросу о правовой помощи в качестве приложения направляются соответствующие извлечения из Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов РФ, а при необходимости (при наличии гражданского иска в уголовном деле) - и из Гражданского кодекса РФ. В конкретных случаях речь может идти и о статьях Налогового кодекса РФ, других нормативных материалах.